*В класс быстрым шагом вошла девушка*
- И так начнем. Тема нашей второй лекции – это Египетские пирамиды
Египетские пирамиды — это гробницы фараонов, царей Древнего Египта. Строительство пирамид велось
приблизительно с 2700 по 1800 год до нашей еры. Каждый фараон, вступив ва престол, начинал строить пирамиду,
в которой после смерти его будет погребено. И чем могущественнее и богаче был фараон, тем
величественнее была его гробница. Как же возводились ети самые грандиозные архитектурные сооружения древности? Возьмем, например, пирамиду фараона Хуфу (Хеопса). Ее еще вазывают Великой, так как она — самая
большая из всех сохранившихся пирамид и самая изучена.
Подсчитан общий вес каменных блоков, обработанных и уложенных в пирамиду. Он равен 6,5 миллионам тонн!
Одни ученые предполагают, что в строительстве участвовало примерно 100000 человек в течение 20 лет.
По мнению же других, даже такая огромная армия строителей не смогла бы всего за два десятилетия справиться
с этой непосильной задачей. Тем более, предполагается, что строительство велось не круглый год, а только в промежутки
времени, когда разливался Нил, и приостанавливались сельскохозяйственные работы. Строители должны были,
балансируя на высоте в несколько десятков метров над землей (высота пирамиды равна 146,6 метра), поднимать,
поворачивать и сажать точно на место идущие бесконечным потоком тысячи блоков весом более 15 тонн. Великая
пирамида состоит из 2,3 миллиона таких блоков. Если считать, что строители трудились по 10 часов в день,
а в году на работу выпадало всего 3 месяца, — время разлива Нила — то в 1 минуту пришлось бы монтировать — 4 блока!
А каждый час — около 240 блоков! Такая высокая скорость должна была сочетаться с расчетом, с точным
соблюдением геометрии пирамиды. При этом в строительстве использовались лишь такие примитивные механизмы,
как деревянные катки, рычаги и веревки.
Выдвигаются различные гипотезы относительно способа подъема тяжелых каменных блоков на строительную
площадку. Согласно одной из них, египтяне использовали для этого насыпи из кирпичей и грунта, которые шли
наклонно от уровня земли до необходимой высоты. По мере роста высоты пирамиды, росла длина насыпи и
ширина ее основания, чтобы сохранялся необходимый уклон (примерно 1:10) и чтобы насыпь не развалилась.
Возможно, использовались несколько насыпей, которые подходили к пирамиде с разных сторон.
Однако эта гипотеза не выдерживает серьезной критики. Ее противники, утверждают, что наклонная плоскость, идущая
от земли к вершине Великой пирамиды с уклоном 1:10, потребовала бы насыпь длиной 1460 метров. Объем такой
насыпи оказался бы втрое больше, чем объем самой пирамиды (8 миллионов кубометров против 2,6 миллиона). При
большей крутизне по ней невозможно было бы втаскивать тяжелые блоки. При меньшей крутизне она стала бы
еще более громоздкой. К тому же кирпич и грунт не могут служить строительным материалом для насыпи длиной
почти в полтора километра и высотой в 150 метров. Такие насыпи, как показали расчеты, будут оседать под
собственным весом.
Согласно другой гипотезе, строители могли использовать плоскость спиральной формы из кирпича. Такая наклонная
плоскость требует гораздо меньше материала. Она могла возводиться вокруг пирамиды вплотную к ее граням,
постепенно поднимаясь вместе с вей вверх. Однако расчеты показывают, что спиральная насыпь и строительные
леса перекроются и займут все свободное пространство задолго до вершины. А углы окажутся для строителей
самым труднопреодолимым местом во всей этой конструкции.
Так как же все-таки удавалось египтянам справляться со столь сложными задачами? С помощью, каких технических
решений возводили они свои пирамиды? Гипотез на этот счет выдвинуто более чем достаточно. Многие из них
противоречивы или же вовсе исключают друг друга. И ни одна не выдерживает проверки на прочность. В отличие
от пирамид, достоявших до нашего времени и ожидающих от исследователей правильных, точных ответов на свои загадки.
*девушка бросила взгляд на последнюю парту, на которой мирно спал первокурсник*
-Ладно, так и быть. Пожалею вас
*сказала Клео, медленно подходя к спящему ученику и достигнув парты, громко бросила на стол классный журнал. Отчего первокурсника подбросило и он еще долго сидел, не понимая в чем дело*
- А теперь запишем домашние задание
*сказала Клео, довольная результатом*
1. Конспект лекции.
2. Какие гипотезы существуют насчет построения пирамид ? Кратко рассказать о них.
3. Какая из гипотез вам больше нравиться и почему.
4. Какая самая большая пирамида ?
Максимальная оценка за 1 лекцию – это 15 баллов. Удачи.
Работы присылать на адрес mifol@narod.ru